Беседа с протоиереем Артемием Владимировым (часть 1)

«Буду ходить пред лицем Господним на земле живых». Часть 1

В век сокрушительных скоростей, когда кажется, что время вышло из берегов и стремглав несется, сметая все на своем пути: спокойный ритм жизни, привычные, столетиями державшиеся традиции, правила и представления о мироустройстве, от этой гонки и бесконечного сотрясения душа человека не может опомниться, перестает понимать и помнить: зачем она явилась на свет Божий и Кто является ее истинной радостью и смыслом.

Как в наше время духовного смущения и смешения понятий, глобальных потрясений и войн сохранять ясность ума, тихую веру, доверие и благодарение Господу Иисусу Христу, обретать мирный, бодрый дух? Об этом мы побеседуем с протоиереем Артемием Владимировым – старшим священником и духовником Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы.

Отец Артемий – член Союза писателей России, педагог высшей категории. Он известен своими проповедями, в том числе телевизионными. Трудится как заместитель декана факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения, член Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, член Миссионерской комиссии при епархиальном совете г. Москвы, преподаватель нескольких православных школ г. Москвы.

Когда во главе угла Господь – жизнь ладится

– Батюшка, благословите, пожалуйста, наших дорогих читателей. Хочется побеседовать с Вами об особенностях стремительно меняющейся жизни. Как за ней поспевать (ибо этого часто требуют обстоятельства) и в то же время сохранять мир души, если, кажется, катастрофически не успеваешь за убегающим днем?

– Для меня радость вступить хотя и в заочное, но в сердечное общение с читателями. И, конечно, каждый из нас порой чувствует себя своего рода рыбкой (не всегда золотой, увы), находящейся в стремительном потоке времени. Поток этот стремительно движется, безостановочно куда-то несется. Вопрос: нужно ли за ним поспевать, если русский народ говорит: «Поспешишь – нагрешишь и людей насмешишь»? Да, обстоятельства выставляют нам свои требования, но «искусство жизни», по Ивану Ильину, заключается не в том, чтобы подчиняться обстоятельствам и быть их жалким рабом, а в том, чтобы верховодить ими. Чтобы оседлать жизнь верхом, нужно быть искусным наездником. Как это сделать? Ответ обретается во второй части Вашего вопроса: как сохранить мир души, когда кажется, что все время не поспеваешь?

Если я желаю обрести точку опоры в Господе Иисусе Христе, живом Творце, Искупителе и Судии, энергия Которого присутствует в моем духе в силу воспринятого мною Таинства Крещения, то мне необходимо сохранять мир души вместе со смирением, незлобием и простотой. Таким образом я предоставлю этой энергии – благодати Святого Духа – не только присутствовать в моей душе, но и действовать.

Найдя в нас подобное устроение, Господь как будто приподымает человеческую душу, выводит ее из стремительного потока времени и пространства. И она начинает взирать на все земное как бы с высоты птичьего полета. Во всяком случае, душа молящегося человека убеждена в том, что ей соприсутствует Бог. Он действует в нас и через нас. Именно Он формирует, моделирует обстоятельства нашей земной жизни к нашему благу. Соответственно, главная для меня задача – совсем не бежать, по выражению Есенина, «задрав штаны… за комсомолом», не поспевать за обстоятельствами, но сохранять молитвенное дыхание, всем вихрям враждебным вопреки. И тогда Господь Сам будет управлять моей жизнью, Своей силой восполнять недостающее, как и Сам заповедует и обещает: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33); «ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5), но «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20).

– У Вас самого так много деланий, трудов и послушаний, как Вы все успеваете?

– Со стороны нам представляется, что есть такие «жуки-пожарники» (не говорю – жуки-навозники), быстрокрылые «стрекозы и шмели», находящиеся в вечном полете, которые всегда и всюду успевают и поспевают. Однако по собственному опыту мы хорошо знаем: все успеть невозможно. Необъятного не обымешь. «Добродетель – не груша, ее сразу не скушаешь»… Всё успевает лишь Архангел Божий Михаил, предстоящий Господу Богу своему и всегда видящий лице Небесного Отца. Другое дело, что «опыт, сын ошибок трудных» учит нас на собственных ошибках вырабатывать правильное отношение к проживаемому нами дню. Каково это отношение?

Уметь ограничить круг забот нынешним днем, ведь «завтрашний сам о себе попечется». Соответственно, если я живу сегодня и до вечера, я призван всю совокупность душевных и телесных сил, всю свою энергию направить на предмет моей деятельности.

Уточним: каков же главный предмет нашего внимания? Этот предмет одушевленный, всесвятой, непостижимый и живой – это Сам Бог. Об этом я уже сказал выше. А что касается совокупности наших обязанностей, добавлю следующее: когда ты всецело стараешься вверить себя Божией благодати (а ведь она всепремудра, всемогуща, бесконечно богата), когда ты умаляешься перед Божией благодатью в совершенное ничто, Бог творит с тобою все, что Он благоизволит. Не только слова наши, но и дела должны быть сдобрены солью Божественной благодати. Человек «предполагает» – у нас должен быть план наступившего дня. Мы примерно представляем себе, из совокупности каких обязанностей состоит наша сегодняшняя нагрузка. А Бог «располагает» – меняет обстоятельства сообразно Своей Премудрости, давая нам силы на исполнение каждого маленького дела. Если я стараюсь свои дела свершать «со знаком качества», как говорили во времена нашей юности, с искоркой, с огоньком, на хорошо и отлично, вкладывая в каждое предпринимаемое дело частичку души; тружусь, засучив рукава, – то Помощник и Покровитель Господь мне во всем содействует, усовершая предпринимаемое и восполняя недоделанное, исправляя мои ошибки, коли я об этом Его прошу.


Так вот и проживается каждый Божией день, по слову Федора Ивановича Тютчева:
Не рассуждай, не хлопочи –
Безумство ищет – глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему – то будет…
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу
– Чего желать? О чем тужить? 
День пережит – и слава Богу!

В завершение я бы сказал, что это поистине высокое искусство – не мечтать о послезавтрашнем дне, но, будучи реалистом и идеалистом одновременно, жить и проживать сегодняшний день с молитвой к Богу и с любовью к людям.

– Откуда Вы черпаете силы?

– В юности нам свойственно уповать на собственный разум, надеяться на свои силы. Однако чем более мы живем на белом свете, тем очевиднее становится прописная истина: без Бога до порога собственного дома можно и не дойти. Для меня главный источник сил – это, как Вы догадываетесь, Божественная литургия, святая Евхаристия, причащение Святых Тела и Крови Господних. А с первым связано и второе.

Второе – это обращением ума и сердца ко Христу. Золотая ниточка тайной молитвы, которая, как пуповина, связует мой бессмертный дух с Всевышним. Если мы стараемся не обращать внимания на окружающую нас круговерть, если не хотим, как статисты в чужой режиссуре, вертеться в мирской карусели (вспомним типичную еврейскую пословицу: «Хочешь жить, умей вертеться»), то нужно всего-то навсего стараться освящать каждый шаг, каждое слово, каждый вздох обращенностью к Спасителю, Который нас видит, слышит и любит. Произноси со вниманием и постоянством: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», – и Господь не заставит Себя долго ждать. Он ежедневно, ежечасно, ежемоментно являет нам Свое невидимое, освящающее присутствие, и невозможное становится возможным...

– Наверное, сейчас стихийным бедствием стали гаджеты. Даже старушки сидят в телефонах, дети ломают свою психику, читая сомнительные посты интернет-каналов, да и верующие люди часто помолиться внимательно не успевают, а в смартфон обязательно заглянут. Возможно ли этому противостоять?

– Относительно противостояния всеобщей увлеченности гаджетами давайте вспомним святителя Игнатия, епископа Кавказского: «Не покусись остановить отступление немощною рукою твоею». Не покусись немощной твоею рукою преградить течение всесокрушающему потоку... Не относится ли это предупреждение вещего духовного писателя России и к упомянутому нами бедствию? А с другой стороны, мы сейчас ведем с вами эту беседу не без помощи гаджета, который записывает слова священника. Заглянуть в смартфон – дело не плохое и не хорошее. Оно просто обыденный факт жизни современного человека. Но Вы, конечно, совершенно правы… Плохо, если я гляжусь в свой телефон, как пушкинская героиня в пресловутое зеркальце:

Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Так заклинала зеркальце новоявленная царица. Да, магическим зеркальцем в наши дни стал смартфон, но спросим себя: какова наша духовная задача? Должно не просто заглянуть в собственную душу, но жизненно необходимо найти там, «в глубоком сердце» сокровенную клеть, войти внутрь, закрыв двери за собою, и оттуда (как некогда пророк Иона из чрева кита) начать взывать к Небесному Отцу, Который пребывает «в тайне»… Вот что совершенно необходимо делать каждому разумному человеку, если тот хочет, чтобы Бог явил ему явственные плоды Своего присутствия в земной жизни. 

Да, нельзя без тревоги (тем паче мы с вами литераторы, а еще и немного педагоги) смотреть на детей, проглоченных виртуальной пучиной; особенно на тех отроков, которые еще не сформировались ни в нравственном отношении, ни в умственном. Совершенно очевидно разрушительное воздействие на их психику и болезнетворные последствия «жизни» в гаджетах.

Знаете ли вы, что Александр Сергеевич Пушкин с присущей ему гениальностью предсказал это всемирное бедствие? Я вам докажу свой тезис всего лишь одной строчкой из его произведения: «Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца».

Сегодня многие и многие души – сотни, тысячи, миллионы – вовсе не дают Господу и Его всеосвящающей благодати места в собственной душе. Личность «пользователя» зачастую одержима космическими, демоническими энергиями, которые бедная душа вольно или невольно черпает из общения с виртуальным миром. Что мы можем этому противопоставить? Собственное свободное произволение. «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3: 17).

Взрослый христианин, сам, по совету святителя Игнатия, убереги себя от вредоносного влияния, выйди из-под темной власти компьютерного андеграунда. Стяжи свободу в молитве, в созерцании и в размышлении, не будь человеком этого мiра, лежащего (а лучше, утонувшего) в виртуальном пространстве. Будь белоснежной чайкой, которая парит в небесных просторах и смотрит из своего «прекрасного далека» на мир, опутанный сетями мировой паутины. И близ тебя начнут появляться души, которые по твоему примеру захотят выйти из плена и обрести свободу. Сначала единицы, потом десятки, потом сотни, а потом, по слову преподобного Серафима, может быть, и тысячи. Так что хороший пример заразителен, перефразируем мы известное изречение.

– Как в нашей, столь суетливой жизни во главу угла поставить созерцание, как научиться всегда видеть Господа?

– Глубокий вопрос, который один достоин трехчасовой беседы. Выскажу сейчас самое для меня дорогое, сокровенное и существенное. Оно умещается буквально в нескольких словах, вышедших из уст царя Давида. Надеюсь, что наши читатели любят читать Псалтирь на церковнославянском языке. «Предзрех Господа предо Мною выну (всегда), яко одесную Мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15: 8). Вот вечное предназначение каждого человека! Вот то, ради чего мы созданы! Наше призвание ничем не отличается от деятельности Ангелов, по выражению Спасителя, всегда видящих лице Отца своего Небесного. Я уже вспоминал это Евангельское изречение. Итак, если я уверую в приведенные слова Христа Спасителя и царя Давида, Его пращура, то непременно буду размышлять, как их осуществить.

Святые отцы мне все разъяснят, особенно те, которые писали о молитве. Если вам трудно дается чтение Григория Нисского и Григория Богослова, изучите тоненькую книжицу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Вы уразумеете, что душевные силы человека должны быть объединены в молитве, в призывании имени Господа Иисуса Христа. Оказывается, ум, чувства и воля могут действовать не разрозненно, но совокупно и быть обращены вглубь нашего собственного естества, то есть устремлены к бессмертному духу человеческому.

Итак, наш дух, некогда просвещенный благодатью Таинства Крещения, способен, может и хочет всегда находиться в таинственной связи с Господом Иисусом Христом. Дух обретает эту молитвенную силу при условии, если ум и сердце перестают гулять и «растекаться по древу» видимого мiра, но обращены внутрь нас самих.

Три упомянутые силы души у того, кто прилежно призывает Христа Иисуса, входят в дом, для них предназначенный (разумею область духа). Оттуда я взываю к Богу: «Из глубины ко Господу воззвах» (Пс. 129: 1). Так стараются молиться ученики Христовы на всякое время и во всяком месте. Чудесно о сказанном свидетельствует литургический псалом: «Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его» (Пс. 102: 1).

(Продолжение следует.)

Беседовала Светлана Рыбакова

https://monastery.ru/

Яндекс.Метрика