Буду ходить пред лицем Господним на земле живых». Часть 2

Продолжение разговора с протоиереем Артемием Владимировым – старшим священником и духовником Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы.

Приводит ко Христу не человек, но благодать Господня

– Батюшка Артемий, одно из Ваших деланий – миссионерство. Работа идет, Вам удается приводить людей ко Господу. Что Вы можете посоветовать православным христианам: как правильно себя вести, чтобы люди, глядя на нас, действительно захотели быть с Богом? Хотя бы наши родственники…

– Заметим, что «миссионерство» – иностранное словечко. «Миссионер», «комиссар», «коммивояжер»... Я, как учитель русского языка и литературы, не в восторге от запруженности нашей речи словами с иностранными корнями. Хотя, конечно, я и не адмирал Александр Семенович Шишков с его категорическим неприятием иноязычной лексики, уже давно усвоенной русским литературным языком.

Итак, пастырство – проповеднический труд – дело тонкое. Приводит ко Христу не человек, но благодать Господня. Она истекает из источника, которым является воскресший Спаситель, поэтому нам, проповедникам, нужно поручать душу слушателя Божией благодати. Главное – помочь сердцу внимающего нам раскрыть себя, подобно тому, как соцветие раскрывает лепестки навстречу лучам солнца. Это тонкое искусство, которое должно быть хорошо изучено священником и педагогом-воспитателем.

Конечно, особый труд – проповедь Евангелия среди людей, чуждых христианской культуре. Я не могу похвалиться собственно миссионерскими трудами как таковыми, потому что являюсь простым учителем, педагогом. Контингент, с которым мне приходится общаться, – это преимущественно дети, подростки.

Что можно порекомендовать тем, кто жаждет обращения ко Христу окружающих его людей? Лучший совет, на мой взгляд, дал Владимир Владимирович Маяковский: «Светить всегда, светить везде… вот лозунг твой и солнца». По существу, это и есть Евангельский призыв: «Да просветится свет ваш пред людьми» (Мф. 5: 16).

Речь идет о благодати Святого Духа. Пусть люди, видя ваши благие дела (то есть плоды Духа Святого, освящающего ваше сердце), прославляют Отца вашего Небесного. Главный совет миссионеру: стяжи Христа. Пусть Он воцарится в твоем сердце. Пусть Христос оживет в тебе, будет «живым и действующим», так, чтобы тебе были понятны (хотя бы отчасти) слова апостола Павла, обращенные к жителям Галатии, «у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у них распятый» (Гал. 3: 1).

Христос был как бы предначертан пред вашими очами, говорит апостол. Святой Павел считал, что предмет его проповеди состоит только в одном: «Я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал. 4: 19), то есть пока не вселится в вас Христос, покуда горчичное семя Божественной благодати, в Таинстве Крещения упавшее на сердечную пажить, не возрастет и Христос не воссядет на престоле сердца тех, кто внимал апостолу Павлу.

Вот вам идеал миссионерства, да и всякого подлинного свидетельства о воскресшем Христе! Спаситель да освещает Собой твою душу и тело, согревает, просвещает их благодатью Святого Духа, так чтобы ты стал подлинным благоуханием во Христе. Пусть твоя жизнь по Богу отзовется неким ароматом – тонким запахом смирения, чистоты, любви, мудрости, радости, благодарения, воздержания... Думаю, что к этому трудно что-то прибавить.

– Почему часто случается, что меньше всего любви достается именно нашим близким? Что с собой делать, чтобы подобного равнодушия, а подчас и раздражительности было как можно меньше?

– Давайте вспомним замечательную английскую пословицу: Charity begins at home – «милосердие начинается с собственного дома». Знак качества личности – это наши взаимоотношения с близкими, родственниками, с нашими домашними. Если я в общении с ними не раздражаюсь, то я воистину кроткий человек. Если я в общении с родичами неизменно доброжелателен, светел лицом, улыбчив, если мне удается быть в общении с ними тонким, деликатным, интеллигентным, легким, предупредительным, тактичным и галантным, то я состоялся как личность социальная. Мне будет по плечу все указанные свойства свободно проявлять и в общении с людьми малознакомыми, теми, кого мы называем «встречными и поперечными».

 

Почему же часто случается противоположное? Думаю, потому что у нас не хватает страха Божия, чувства Божия присутствия, благоговения перед Господом Иисусом Христом, Который «вселяет единомысленныя в дом», по слову царя Давида (Пс. 67: 7). Мы слишком привыкаем к земной среде нашего обитания. Мы теряем понимание, что дом – это почти тот же храм Божий. И наши родственники – это истинные храмы Божества, разорять и растлевать которые гибельно. Увы, мы сплошь и рядом не боимся быть проводниками соблазна в отношении живущих бок о бок с нами, связанных с нами кровными узами.

Какой выход из положения? Отряхнись, словно уточка, выходящая из пруда, переверни страницу негативного опыта и встречай новый день, как первый снег, по которому еще никто не ходил. Свежим взглядом посмотри на ближних и пойми, что ты в ответе за тех, кого приручил. Устреми твой взор в глубину человеческих сердец, и ты обнаружишь там Христа потаенного, страждущего в темнице, нуждающегося в пище и питии, нагого, не имеющего, где главу приклонить. Речь моя сейчас сродни притче. Она говорит о том, что многие из наших близких, получив благодать Святого Крещения, живут так, как будто и не получали ее, иными словами, находятся в противоестественном, мучительном для себя духовном состоянии.

Соответственно, каждый из нас по Божьему замыслу должен быть первопроходцем-светочем, воином-освободителем, по крылатому выражению «солдат ребенка не обидит».

Ведь мы, если войдем в меру полного возраста Христова, призваны отворять темницы человеческих душ, «благовествовать нищим… исцелять сокрушенных сердцем… отпускать измученных на свободу» (Лк. 4: 18). Вот что значит людям, чуждым Христа, возвещать слово спасения! Благовествовать собственным мирным, спокойным устроением души и, главное, любовным, доброжелательным, теплым отношением к ближним. Задача высокая, но и увлекательная. Нужно по-новому посмотреть на свою семью и понять, что тебя окружают овечки стада Христова, которым ты не должен трепать бока и угрызать за конечности. Нет, напротив, тебе необходимо вести их за собой (речь идет о твоем добром жизненном примере) к стопам доброго Пастыря Христа.

– Порой у нас маловато рассудительности, и в экстремальных ситуациях, равно как и в отношениях с другими людьми, мы часто поддаемся слепым эмоциям. Есть ли какой-то способ сдерживать себя и держаться вдалеке от присущего всем водоворота страстей и эмоций?

– Слепые эмоции или страсти, действующие всегда разрушительно, являются следствием того состояния, о котором я сказал выше, – потери благоговения в отношении Господа и близких нам людей. «Враг подкрался незаметно»… Лукавый всегда сидит в засаде, чтобы, подобно пещерному льву, внезапно прыгнуть и сломать хребет христианину, выкрав из его сердца жемчужину Божией благодати. Вот почему апостол Павел заповедует ничего не делать по пристрастию (1 Тим. 5: 21), то есть в состоянии нездорового эмоционального возбуждения или зараженности той или иной страстью: гордостью, гневом, похотью.

Следовательно, от нас требуется одно: быть очень внимательным, сдержанным, осторожным, а значит, молитвенным человеком. Когда ты бдишь и ухо держишь востро, понимая, что земная жизнь всегда сопровождается духовной бранью (на войне, как на войне), ты сумеешь проявить все необходимые тебе воинские качества: хладнокровие, расчет, мудрость, а главное, внутреннюю молитвенную обращенность к Богу. Прекрасно говорит об этом царь Давид: «Бдех и бых яко птица особящаяся на зде» (Пс. 101: 7), то есть я бдел, стал подобен птице, которая одиноко сидит на кровле дома.

Это значит уметь не сливаться с мiром. Мы и Пречистую Богородицу просим в вечерних молитвах избавить нас от губительного мiрского «слития страстей». Редкое искусство – входить в свой дом тихо, кротко, осторожно (как блоковская Незнакомка), чтобы, по завету оптинских старцев, общаться со всеми мудро и разумно, никого намеренно не обижая и не огорчая. Для этого нужно сохранять молитвенное дыхание после Божественной литургии, стараться подражать Сыну Божию, Который льна курящегося не угашал, трости надломленной не преломлял (Мф. 12: 20).

Вот вам и ответ на вопрос, как сдерживать буйство страстей, чтобы храмина нашей души при разлиянии реки искушений устояла на своем месте и не опрокинулась. Основанием всему служит Христос, если я, повторюсь, обрел точку опоры в вере и верности Ему и утвердился в тайном сердечном призывании имени Господа Иисуса Христа. Божественная благодать да научит нас всему, соделав совершенными и на всякое благо уготованными.

– Как приучать себя к терпению?

– Конечно, нашим читателям хорошо знакомы замечательные русские пословицы: «без терпения нет спасения», «без труда не выловишь и рыбку из пруда»… Сравним их с евангельскими изречениями: «Претерпевший до конца спасется» (Мф. 10: 22), «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19). Мне хотелось бы предложить моим собеседникам вдуматься в само значение корня этого слова – «терп». Терпкий, подобно тому, как горчичное зерно имеет пряный вкус. Так вот: терпение, очевидно, есть такое Богом дарованное качество, которое воздействует на душу и тело совершенно особенным образом – подобно соли, предохраняющей пищу от гниения. И если нет терпения, если соль потеряет свою силу, то на что мы сгодимся? Останется выбросить нас вон.

Приучаться к терпению с детских лет жизненно необходимо! Совсем недавно меня вновь впечатлили слова святой царицы Александры Федоровны, которая, имея в виду собственных детей, писала: «Дети должны учиться самоотречению. Они не могут, не должны иметь всё, что им хочется. Они призваны отказываться от собственных желаний ради других людей».

Эта христианская мудрость как будто не знакома современным родителям, искренне считающим, что детям нужно потакать, раз они чего-то хотят, требуют, желают. Неразумные взрослые вскармливают в бедных детях несокрушимое самолюбие, плоды которого поистине ужасны. Это и неблагодарность по отношению к родителям, и потребительское к ним отношение, готовность предать и едва ли не отказаться от собственных папы и мамы, если те «нарушают их права».

Подытожим: обучать себя терпению христианин должен всегда и во всем. И речь вовсе не идет о каком-то всеобъемлющем аскетизме: этого нельзя, этого не трогай. Но мы говорим о благом навыке тайного самоукорения в случае, если нам пришлось переступить какую-либо «красную линию». Очень важно и умение найти, определить свою меру, понять, что нам полезно, а что нет, и разумно следовать избранному правилу. Сказанное представляется мне едва ли не самым трудным в искусстве христианского благочестия.

Чуть только ты нарушил внутренний нравственный закон, жизнью тебе подсказанный, кайся, проси у Бога помощи, смиряйся. Если хочешь жить, как Адам в Эдеме, ходить в «прохладе рая», желаешь наслаждаться миром, тишиной, радостью, легкостью, светлостью, целомудрием, с юности приучай себя затягивать поясок и не удовлетворять свои земные желания и капризы, которые изгонят вон благодать Святого Духа, едва лишь только ты будешь ходить у них на поводу.

«Чем больше любишь человека, тем более смиряешься пред ним»

– Смирение – одна из главных добродетелей в жизни христианина. Оно присуще ангелам, но и нам нужны его высокие ориентиры. Какие первые шаги мы должны сделать на пути к этой добродетели?

– Как правило, люди размышляют о смирении применительно друг ко другу, то есть оценивая лишь собственные земные взаимоотношения. Прихожане нередко обращаются к батюшке с недоуменными вопросами: «Неужели я должна смиряться, пресмыкаться перед грубостью, наглостью, дерзостью? Что это: смирение, смиренномудрие или "смиренномордие"? Сила или слабость характера?»

 Только вчера мне попались на глаза важные слова преподобноисповедника Никона (Беляева), ученика преподобного Варсонофия Оптинского, который, оказывается, часто говаривал: «Чем больше любишь человека, тем более смиряешься пред ним». Речь идет о правильной любви к человеку, а не извращенной, которая именуется собственничеством и весьма часто доходит до ревности, вовсе не совместимой с миром душевным.

Правильная любовь к человеку есть желание ему подлинного блага, или спасения во Христе. Но так как личность всегда имеет собственное произволение и мы не можем насильственно склонять ее в сторону добра, то смирение проявляется в нас, если в иных случаях мы предоставляем власть времени. Время – хороший учитель. Когда мы «носим бремена друг друга», (то есть берем во внимание, что человек ограничен в силу своего юного возраста, неопытности или нажитых им дурных привычек), нам следует принять человека со всеми его несовершенствами, умерив собственные требовательность, категоричность и максимализм. Должно сохранять мир в общении с ним, видя, что ближний не может исправиться в единочасье.

Но все-таки смирение – это совершенно таинственная вещь, и познается она «по вертикали», соединяющей нас с Богом. Смирение – это сокровенное внутреннее постижение того, что ты сотворен Богом. Он, Всеблагой и Всемогущий Творец, воззвал тебя к бытию. Он даровал тебе «жизни дар священный». Он вложил в тебя Свой образ. Он дает тебе силы к благочестию. Он твое всё. Он ближе тебе, чем свет и воздух, и дыхание, и тепло. Ты всем Ему обязан. Ты Его дитя, призванное славословить Творца и видеть Его совершенства вокруг себя. Поэтому наш долг – всегда оставаться признательными и благодарными Богу, никогда не самовозвеличиваясь и не раздуваясь, подобно индюку, от самодовольства и тщеславия. Мы должны всегда видеть собственные немощь, слабость и недостоинство пред лицем Всемилостивого Небесного Отца. Вот, если кратко сказать, духовное основание смирения.

Это видение преломляется и в наших взаимных отношениях. Как именно? Я уже сказал, что христианин не склонен к осуждению, к тому, чтобы выискивать чужие недостатки, превозноситься за счет ближних. Ученик Христов должен уважать человеческую свободу. Категорически запрещено наседать, давить на человека, таким образом уничтожая его как личность. Но каждый из нас пусть воздает должное образу Божию, по которому все мы созданы.

Благость Божия, как говорит апостол Павел, ведет человека к покаянию совершенно неведомым нам, искусным, филигранным путем. Поэтому мы, взаимодействуя с ближними, будем поступать мудро, если вверим их Божией благодати. Прекрасно содействовать этой благодати, не опережая ее действий и не противясь им. Последнее случается, когда ты становишься соблазном для ближнего и разрушительным образом воздействуешь на его душу.

– Как в нынешних обстоятельствах, когда мир сотрясают бедствия и войны, сохранять радость и благодарение, по слову апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5: 16)?

– Подозреваю, что мир всегда сотрясали бедствия и войны. Начиная с неслыханного, беспрецедентного деяния Каина, которое едва ли было меньшей катастрофой (разумею убийство родного брата), нежели преступление самих праотцев в раю. Однако при всех этих трагических обстоятельствах звучит призыв апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите». Будем помнить, что Евангелие обращено лично к человеку – ученику Христову. Благая весть говорит о нашем личном подвиге богообщения, богослужения, в независимости от конкретной исторической эпохи. «Всегда радуйтесь» – эти слова становятся понятными, если мы вспомним обетование Господа Иисуса на Тайной Вечере: «И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. Радость Мою даю вам, и никто у вас ее не отнимет» (см.: Ин. 16: 22).

Что это за радость? Речь идет о радости богообщения. Она рождается в человеческой душе от присутствия благодати, возвращенной людям подвигом Спасителя. Это радость о Духе Святом, Которому мы приобщаемся, начиная с Таинства Крещения и последующим исполнением Господних заповедей. Евангельскую радость мы можем и потерять, если впоследствии охладеем к христианскому образу жизни. Вспомним слова Воскресшего: «Радуйтесь!» – обратился Он к мироносицам, когда те «ястеся за нозе Его», ухватились за стопы Спасителя.

Наша радость заключена в убежденности, что Христос победил мир, лежащий во зле, как и самого диавола, виновника всех зол. Господь освободил нас от тирании страстей. Потому каждый христианин (пусть это даже солдат, принимающий участие в военных действиях при защите своей Родине) в глубине сердца да молится: «Господи, Иисусе Христе, спаси и сохрани нас. Иисусе Воскресший, помилуй нас. Иисусе, даруй нам силы исполнить наш священный долг». Мы ежедневно за Божественной литургией возносим молитву, в которой обретаются следующие слова: «Ты еси Победа и Спасение наше»...

Единение со Христом – это источник радости и благодарения. Как же мне не благодарить Создателя, ведь Он таинственно соприсутствует мне, вразумляет меня, просвещает, очищает, прощает мне мои грехи и восставляет меня после каждого падения, являя полноту Своей милости? Радуется совесть, очищенная от греха, восстановленная Божией благодатью в детской чистоте и дерзновении пред Создателем.

«Непрестанно молитесь». Земные катаклизмы, военные конфликты и прочие бедствия побуждают нас всегда пребывать в молитве. И не столько за себя, сколько за страждущее человечество. Знатоки ведают, что так называемые мировые конфликты – это проявление «управляемого хаоса», или провокация со стороны мировой финансовой олигархии. Увы, страдает при этом простой народ, зомбированный лукавой пропагандой. Особенно мучаются те, кто принял в сердце токсины гордости и ненависти вдобавок к убежденности в собственной исключительности. Вы, полагаю, разумеете, о какой народности я сейчас говорю…

Но чем темнее ночь, тем ярче звезды. Чем больше бедствий, как из рога изобилия, сыпется на голову согрешившего человечества, тем пламеннее мы должны умолять Отца Небесного, дабы Он простил согрешивших и всё покрыл Своей благостью, примирив нас в Себе. Мы должны быть подобны трем отрокам, которые, находясь в пещи огненной, славословили Творца, разделяя общую вину, беря на себя ответственность за свой народ, за грехи отцов и дедов. Утешительно ветхозаветное обетование: «И воззовете ко Мне, и пойдете, и помолитесь Мне, и Я услышу вас» (Иер. 29: 12).

Беседовала Светлана Рыбакова
Протоиерей Артемий Владимиров
2 января 2024

 

 

 

 

Яндекс.Метрика