Горои, гори ясно

Христос Воскресе!

Решила поделиться некоторыми размышлениями. Тираж книги «Гори, гори ясно» подходит к концу. Хочется еще раз вспомнить Юрия Васильевича. Человека, трудившегося ради прекрасной цели – воспитать для нашей страны замечательных людей. Ведь дети – это наше завтра. Наталья Иртенина, написавшая на книгу рецензию «”Педагогическая поэма” наших дней», на самом деле в ней тоже рассказала о Юрии Васильевиче, а не о самом произведении. Такая это была мощная, излучающая доброту и свет, личность. Никого он не оставлял равнодушным.

Когда однажды разбирали эту повесть на семинаре, мне сказали, что в ней нет конфликта. И я тогда не поняла, о чем шла речь. Что касается сюжета: завязка – кульминация, то повествование начинается с конфликта. События 2014 года, война на Донбассе, в голландско-русской семье на этой почве происходят раздоры и непонимание. В то время слышала, как многие молодые девушки мечтали уехать замуж в Европу. Захотелось им показать, что может получиться в мирной семье, когда Европа вдруг на нас ополчится. Придется делать выбор, либо ты говоришь правду, либо соглашаешься с клеветой. А если конфликт - это в том смысле, что дети сейчас читают одни приключения и детективы, то я для образца своей повести просмотрела произведения детских писателей: Крапивина, Лиханова, Носова. Остановилась на повести «Витя Малеев в школе и дома». В её сюжете нет острых конфликтов, герой не страдает, не борется с несправедливостью в окружающем мире, он изменяет самого себя. Через небольшие испытания, различные происшествия в жизни он вынужден делать выбор и, в конце концов, отдает предпочтение добру. К завершению повествования герои, Витя с Мишей, незаметно становятся другими, как это и бывает в реальной жизни. Мне это понравилось, и решила рассказать о военно-патриотическом лагере «Русичи» в таком ключе. Тем более что у Юрия Васильевича конфликт, в принципе, был невозможен. Он всегда находил такие убедительные слова для обиженного ребенка, что тот сразу успокаивался. Помню, Юрий Васильевич говорил, что у ребенка совесть еще очень чутка. Если ему спокойно и доходчиво объяснить, в чем его неправота, то его совесть согласится с правдой, и мирный дух в ребенке быстро восстановится.

Юрий Васильевич сам был великодушным, добрым и отзывчивым человеком, учил больше своим примером, чем словом, ребята старались ему подражать. Хотя сам он считал, что главные пункты его педагогического метода: добиться, чтобы дети отключились от гаджетов, увидели живую окружающую реальность и друг друга. А также игра детей в лапту.

По словам Юрия Васильевича, это был самый лучший и верный способ физической подготовки будущих воинов и просто здоровых людей. А главный её принцип «своего выручай», кстати, по-настоящему православный: пожертвовать собой, ради других… Об этом написал Александр Куприн. Этот принцип учил стоять друг за друга уже на настоящем поле сражения. Участвуя в этой игре, человек становится сильным, внимательным и ловким. У него развивается смекалка и быстрая реакция: нужно ориентироваться в мгновение ока, на раздумья времени нет, надо тут же принимать решения. Виктор Астафьев в книге «Последний поклон» пишет, что игре лапта нет равных. Потому что человек, который играет в лапту, кроме того, что становится физически крепче, еще и меняется в лучшую сторону: он перестает быть эгоистом. Сама игра так построена, что эгоист в ней выглядит очень глупо. А ребенку не хочется так выглядеть перед сверстниками, перед самим собой. Как это происходит? Допустим, суворовские солдаты берут штурмом город Измаил. Без четкого выполнения приказов командира, без взаимодействия и поддержки друг друга невозможно выполнить эту задачу. Поэтому дети, чтобы выиграть, а кому не хочется выиграть, вынуждены менять свой характер, наступить на собственные прихоти, на свое хочу, и становятся обладателями многих положительных качеств.

К великому сожалению мы забыли об этом нашем национальном достоянии. Даже на Западе, где общество сплошных потребителей, есть национальные виды спорта, которые культивируются и поддерживаются государством, а соревнования по этим играм постоянно транслируются по телевидению. Например, в Англии – это крикет. Он схож с нашей лаптой. Сама королева вручает рыцарские ордена звездам крикета. Здесь же можно вспомнить похожие на лапту игры: песапалло в Финляндии, румынскую ойна, болгарскую народна топка, наконец, американский бейсбол. Кстати, историк Жак Барзен однажды написал: "Каждому, кто хочет понять душу и сердце Америки, лучше всего начать с бейсбола". А ведь бейсбол – это испорченная лапта. Ее завезли в США наши колонисты где-то в девятнадцатом веке. Со временем американцы переделали ее под свой менталитет и теперь играют в бейсбол. Хотя в него играть менее интересно, чем в лапту. Наша игра намного вариативнее, и в ней больше возможностей.

Одним словом, если мы начнем играть в лапту все, от мала до велика, как это было в Российской империи, то быстро появится здоровое поколение, причем и в физическом, и в моральном аспекте. Юрий Васильевич однажды сказал, что играя только в одну лапту, мы сразу получим здоровых детей, что он отвечает за свои слова, как педагог, проверивший это на многолетней практике. И я могу быть свидетелем удивительных результатов, когда отъявленные хулиганы и драчуны, отправленные под руководство Юрия Васильевича, очень быстро становились дружелюбными и покладистыми.

Еще мне запомнилось его высказывание, связанное с понятием отцовства и мужественности. Что, к прискорбию, у нас произошло полное отчуждение мужчин от процесса воспитания. «Мало того, что зачастую женщина одна поднимает на ноги детей, но и в детском саду воспитательницы – женщины, в школе учителя – женщины, и ребенок вырастает с однобоким воспитанием. Справедливо, видимо, говорят, что женщины в ребёнке видят маленького, мужчины – взрослого. Так почему нас удивляет, что откуда-то берутся великовозрастные инфанты?»

У Юрия Васильевича был удивительный талант знакомить и одаривать обоюдным дружеским расположением абсолютно разных людей. Тут же хочется заметить, что интересно наблюдать, как тесен православный мир. В лагерь к Юрию Васильевичу действительно приехала вместе с внуками моя голландская знакомая, дама почтенного возраста. Потом она рассказала трогательную историю о солдатской пилотке. Её внучка, Настя, посмотрела в лагере фильм «В бой идут одни старики». После чего стала расспрашивать бабушку о Великой Отечественной войне. Моя знакомая стала рассказывать о её прадеде, которого Настя хорошо помнила, так как он сидел с ней вместо няни. Говорила, как он воевал, был тяжело ранен, но внучка в её истории почему-то сосредоточилась не на ранениях, а на его солдатской пилотке. В каком месте прадед ее потерял, где она теперь? Бабушка даже рассердилась на такое бессердечие. А через несколько дней на Настин день Ангела Юрий Васильевич вдруг подарил ей солдатскую пилотку. Бабушка тогда заплакала, а девочка решила, что пилотку ей прадед передал через Юрия Васильевича.

Мне этот эпизод дал творческий импульс. Захотелось написать об этих людях. Удивилась, узнав, что «Русичи» находятся совсем рядом, на подворье Алексеевского монастыря. В какой раз убеждаюсь, что у отца Артемия Владимирова особенный талант собирать вокруг себя творческих людей.

А педагогика – великое делание. Как говорится, добрые вести не лежат на месте. К Юрию Васильевичу в лагерь приезжали не только российские дети, но и из СНГ и дальнего зарубежья. В последнюю его смену были ребятишки из далёкой Америки. Вскоре он умер. Сердце не выдержало перегрузок. Он всего себя отдавал любимому делу.

Когда познакомилась с русичами, мне рассказывали, как быстро менялись дети к лучшему, попадая в этот клуб, особенно в переоценке ценностей. Оказывается, главное - не крутые гаджеты, тряпки, престиж, а есть в этом мире много чего более значимого. Как у Юрия Васильевича это получалось, для меня осталось тайной. Рассказала в повести о том, что увидела и поняла.

Книгу «Гори, гори ясно» можно приобрести в книжных лавках Троице-Сергиевой Лавры, Алексеевской обители, Даниловском и Новоспасском монастырях, домового храма святой мученицы Татианы при МГУ, в книжном магазине «Троицкая книга» (м. Цветной бульвар).

Яндекс.Метрика