![]() |
Поздравляю всех с праздником Крещения Руси! Слава князю Владимиру Крестителю! Слава Руси Великой и неделимой! Мы все опять сольемся в одно русское бескрайнее море!
Слава Богу за всё! Ура!!!!
17 июля – горькое празднование восхождение Царской Семьи на небо к Богу в чертоги царские!
Не дает мне покоя вопиющая несправедливость, совершившаяся по отношению к святому Царю Николаю Александровичу и его Семье. Они воистину были идеалом для русских людей: честные, умные, сострадательные, жертвенные, красивые. Мне лично видится, что император Николай II больше всех наших государей потрудился на благо России. За время его правления народонаселение выросло на 50 миллионов, впервые в истории нашего государства доходы населения превышали расходы. Перед революцией Россия занимала первое место в мире по темпам промышленного развития, царский червонец приближался к фунту стерлингов, царское правительство развивало науку и образование, а Россия была одной из стран-законодательниц прогресса человечества. Уже в 1910-х годах имперские ученые озадачились проблемой освоения космоса и изучения атомной энергии. В это время были заложены: Транссиб и дорога в Мурманск, а также многие железные пути Кавказа и пустынь Средней Азии. Началось освоение Донбасса и Кузбасса, угольных предприятий Восточной Сибири. Заработали заводы в Польше, судостроительные заводы в Ревеле (Таллине) и Николаеве. Были освоены марганцевые рудники в Грузии, медные заводы в Армении. Укреплялись форты и крепости на границах
империи: Брестская крепость, Новогеоргиевская крепость, военный порт Александра III и крепость Петра Великого в Латвии, береговые батареи Севастополя, форты Петрограда (Тотлебен, Обручева), Кронштадтская минно-артиллерийская позиция (форты Николаевский и Алексеевский)). Производилось осушение болот Центрального региона и Западной Сибири и орошение пустынь Средней Азии. Создавались энергетические системы: 279 городских электростанций, единая районная энергосистема Московского региона, первые крупные ГЭС.1
Именно благодаря идее Николая II была создана Лига Наций – прообраз ООН. История донесла до нас интересный эпизод о том, как к этой инициативе русского самодержца отнеслись простые люди планеты Земля. О нем я узнала из замечательной работы Ю.К. Руденко, написанной совместно с В.М. Мультатули, “«Призрак какой-то неведомой силы...» (Император Николай II в русской поэзии)”, опубликованной в книге «Художественная культура: Вопросы истории и теории» (СПб., 2006). В ней приведена прекрасная подборка стихотворений, посвященная нашему Государю Страстотерпцу.
Французский поэт-неоромантик Эдмон Ростан, известный в нашей стране по лирической комедии «Сирано де Бержерак», создал свое произведение «по случаю» визита молодой русской императорской четы во Францию в сентябре 1901 года. Исполненное 20 сентября со сцены театра города Компьене актрисой Соmédie Française Юлией Бартэ, оно было посвящено государыне Александре Федоровне и звучало особенно галантно благодаря изысканным живым декорациям старинного замка и его парка. Перевод стихотворения принадлежит В.М. Мультатули.
Ваше Величество помнит воистину
Чудную сказку старинных времен,
Как в парке янтарном, в саду аметистовом,
Лесом дремучим стоял, окружен,
Дворец, погруженный в таинственный сон.
Но сказочный принц в одеянье лучистом
Пришел в этот лес, где принцесса спала,
И от его лучезарного взора,
В котором светилась душа Эльсинора 2.
Злые чары распались, и сгинула мгла,
И отступили угрюмые тени,
Где проходил совершитель чудес
К заветным покоям Царицы.
Красавцы-солдаты на каждой ступени
На лестнице главной прилежно стоят,
И золотом блещет их стройный наряд.
Я, душа пробужденного края,
Здесь стою, как актриса простая,
Я, дриада селения Во,
Павильоны, беседки и арки,
И леса, и цветущие парки —
Все покинула ради того,
Чтоб на сцене явиться пред Вами
И излить свою душу стихами... []
Это явь или сон? Это быль или грезы?
Закипают в груди моей светлые слезы.
Что я вижу! На тех же тропинках лесных,
В тех же самых лучах золотых,
Под покровом все тех же деревьев густых,
Да, мы в чудо поверить должны! —
Где когда-то владыкою мира
Проходил Император всемирной Войны,
Там идет Император всеобщего Мира!
«Сегодня надо обладать некоторым живым воображением, - пишет Ю.К. Руденко, - чтобы в комплиментарном ростановском отождествлении русской царицы со сказочной принцессой уловить то подлинное внутреннее обаяние, которым невольно дышал целомудренно-чистый облик царственной гостьи, заставляя ощутить и в ее венценосном спутнике-супруге воплощенный идеал «Императора всеобщего Мира» — прямую проти-воположность своему антиподу, кумиру Франции императору Наполеону, гению «всемирной Войны».
В этой антитезе тоже заключена вполне прозрачная для современников аллюзия: 16 августа 1898 г. именно Россия – а значит, несомненно, лично император Николай II – впервые в истории Европы выступила с предложениями об ограничении гонки вооружений! Это было актом неслыханным, актом, противоречащим всем европейским геополитическим амбициям, актом, озаряющим издревле ненавидимую Россию ослепительным светом истинно Христианского достоинства. Мир уже начинал катиться в апокалиптическую пропасть грядущих Мировых войн – а молодой русский Император, родня почти всем правящим династиям Европы, звал к мирному международному сотрудничеству во имя всеобщего процветания! Знаем ли и помним ли это мы?..»
А ведомо ли «потомкам православных», что, когда обезумевший мир рухнул в пропасть кровавой бойни, государь, командовавший армией, пройдя через суровые испытания, вел страну к великой победе, но преданный подлостью его «приближенных» генералов, положил жизнь за Бога и Отечество.
Уже в 1917 году молодой поэт Сергей Бехтеев «прямодушно и искренне» возвысил свой голос в защиту свергнутого Императора, назвав «самый факт его отречения от престола как добровольное мученичество».
…И что же! Где слова? Где громкие обеты?
Где клятвы верности, присущие войскам?
Где ваших прадедов священные заветы?
А Он, обманутый, Он твердо верил вам!
Предатели, рожденные рабами,
Свобода лживая не даст покоя вам.
Зальете вы страну кровавыми ручьями,
И пламя побежит по вашим городам.
Не будет мира вам в блудилище разврата,
Не будет клеветам и зависти конца;
Восстанет буйный брат на страждущего брата,
И меч поднимет сын на старого отца...
Пройдут века; но подлости народной
С страниц истории не вычеркнут года:
Отказ Царя, прямой и благородный,
Пощечиной вам будет навсегда!
Мучительно хочется найти ответ на вопрос: почему именно святому царю Николаю выпала такая черная неблагодарность со стороны соотечественников, как современников, так и потомков? Раньше его называли «кровавым», теперь говорят, что он отрекся от власти, «проиграл» войну и все привел к краху. Уж и не знаю, как доходчиво разъяснить нашим людям, что это не государь Николай Александрович, а сам народ от него отрекся… А потом, как это написано в приведенных выше строках, пожинал страшные плоды своего предательства. Недавно вывела для себя аксиому: «Бог предателей не любит», чтобы самой вдруг не оступиться. Закон бумеранга никто не отменял…
Как предзнаменование звучат и загадочные, «проникнутые таинственным, словно бы пророческим предчувствием строки Николая Гумилева, созданные им еще в 1906 г.» :
Призрак какой-то неведомой силы,
Ты ль, указавший законы судьбе,
Ты ль, император, во мраке могилы
Хочешь, чтоб я говорил о тебе?
Горе мне! Я не трибун, не сенатор,
Я только бедный бродячий певец,
И для чего, для чего, император,
Ты на меня возлагаешь венец?
Заперты мне все богатые двери,
И мои бедные сказки-стихи
Слушают только бездомные звери
Да на высоких горах пастухи.
Старый хитон мой изодран и черен,
Очи не зорки, и голос мой слаб.
Но ты сказал, и я буду покорен,
О император, я верный твой раб.
Стихотворение под названием «Императору» вошло в первый сборник поэта «Романтические цветы: Стихи 1903-1907 гг.».
«Удивительно, какие смыслы может влагать в поэтические тексты История! – опять же замечает Ю. Руденко. - Как не вздрогнуть сегодня, читая о «венце», возложенном на поэта императором «из мрака могилы»!..
А в 1921 г., в последнем прижизненном сборнике Н. Гумилева «Шатер», в одном из поздних его «африканских» стихотворений читаем, как поэт, допущенный «пред очи пророка», оказавшегося «жирным негром» […] дарит ему, как высшую ценность, —
<...> бельгийский <...> пистолет
И портрет моего Государя.
И пока в Петрограде набирают и печатают эти его стихи, он, почти на краю могилы, за несколько часов до расстрела, продолжает спокойно и бесстрашно рассказывать следователю-чекисту о величайших человеческих достоинствах женщин Царской семьи – Императрицы и Великих княжон, с которыми он имел счастье общаться в военном госпитале, где они трудились как сестры милосердия, ухаживая за ранеными...»
PS: На этих кадрах этого фильма император христосуется в солдатами. Как можно было это предать?
1 См. Борисюк А. А. История России, которую приказали забыть. Николай II и Его время. М., 2018.
2. Император Николай II был внуком (по матери) датского короля Христиана IX, а императрица Александра Федоровна (Алиса Гессенская) — внучкой английской королевы Виктории. В свою очередь Николай II тоже приходился королеве Виктории внучатым племянником, поскольку его родная тетка, великая княжна Мария Александровна, единственная дочь Александра II, была замужем за герцогом Эдинбургским Альфредом, вторым сыном английской королевы. Нетрудно сообразить, какими смыслами мерцает у Ростана имя замка Эльсинор — древней резиденции датских королей, прославленной англичанином Шекспиром как место действия самой знаменитой его трагедии — «Гамлет, принц датский».
Это не просто дерево... Это урок для людей...
Это дерево растет у дороги в горном массиве Бюкк в Венгрии. Прошло много лет с тех пор, как кто-то срубил низ ствола тонкого деревца, но оно не погибло, потому что его держат и кормят "руки" соседнего дерева!
Каждую весну они вместе распускают листья, вместе наслаждаются теплом летнего солнца и вместе ложатся спать осенью. Уже много лет! Так и мы должны пребывать в Господе!
«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»... (Иоанн 15:5)
Что я понимаю под русской музыкой.
Под русской музыкой я понимаю, представьте себе, русскую музыку. Существует огромный пласт русской культуры. Для многих это будет откровением, но вообще-то, ещё лет 30 назад, когда люди выпивали, то они начинали петь народные песни. Вы сейчас поёте народные песни? Собственные песни люди забыли!
А если откатить лет на сто назад, когда не было ни телевидения, ни радио, но, представляете, огромный русский народ имел свою культуру… Не было интернета, не откуда было скачивать разные треки, но люди пели песни, сочиняли их, танцевали собственные танцы. И этим столетиями жил огромный русский народ. И это богатейший пласт культуры, который мы сейчас вычеркнули из жизни, потому что сейчас под русской музыкой мы имеем в виду подражание тому, что придумал кто-то где-то.
Я далёк от квасного патриотизма, типа, всё, что приходит к нам извне, всё это гадость и недостойно существования. Это не так, но нельзя и по-другому, когда мы собственную многовековую культуру фактически отменили. Мы говорим, что Россию пытаются отменить! Да мы сами себя отменяем на каждом шагу, называя себя и то, что мы делаем, иностранными словами, иногда даже отказываясь от собственной кириллицы. Отменяя эти многовековые традиции наших предков, отменяя то, чем русские стали интересны для всего мира, мы скатились к тому, что постоянно делаем подделку, эрзац... А эрзац никогда никому не был нужен.
Даже если обращаться к западной культуре, можно дать такой простой пример: приходите вы в галерею, там висит на стене Джоконда, Мона Лиза Леонардо да Винчи и стоит немереное количество денег, и когда-то потрясла огромное количество людей, и сейчас продолжает потрясать. А рядом кто-то взял и повесил фотографию с этой Моны Лизы. Вроде всё точно так же, но сама Мона Лиза будет стоить миллиард, условно говоря, а ваша фотография - три копейки. Так было, есть и будет всегда. Поэтому, как вы ни пытайтесь максимально быть похожими в том, что вы делаете на тех, кто это уже сделал в оригинале, вам всегда будет цена три копейки, а у них будет цена за оригинал. Это закон жизни и по-другому не будет, поэтому наше стремление быть максимально похожими на кого-то никогда не будет оценено.
Когда мы говорим об особенной китайской или японской культуре, мы что имеем в виду? Их попытки скопировать американскую музыку или американские танцы? Нет, мы говорим о чём-то, что базируется на национальной традиции и серьёзно отличается от какого-то западного стандарта. Вот это ценится. Пусть даже это стилизовано или приспособлено к современной массовой культуре. Но всё равно, если это абсолютная копия, но с косыми глазами, это никому не интересно. А интересно по-настоящему это становится тогда, когда это что-то особенное, что вы не видели в другом месте. Когда это пусть даже и приспособлено к современной массовой культуре, но, тем не менее, серьёзно от неё отличается. У нас сейчас такого практически нету.
Благоверные князь Петр (в иночестве Давид) и Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромские.
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой Рязанской губернии. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием.
Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества.
Своими молитвами они низводят небесное благословение на вступающих в брак.
Память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских празднуется Церковью дважды в году: 8 июля (25 июня ст. ст.), в день их праведной кончины (1228), и в воскресение перед 19 сентября (6 сент. ст. ст.), в день перенесения мощей (1992).
Христос Воскресе!
Сегодня день святого Николая Чудотворца и Угодника. Этот святой особенно близок, потому что мои отец и дед оба Николаи.
Святой Николай жил давным-давно, в III веке, но так он угодил Богу, так ярко горел его дух, такая его переполняла любовь к ближним, что люди всей планеты помнят и любят его до сих пор. Это чувство радости и влечения к нему в народах столетиями не угасает, представляете, какой был молитвенный посыл! Святитель и сейчас откликается на все просьбы, которые нам будут во благо. Проверено опытным путём.
У меня была одна катастрофическая проблема, которую сама себе устроила. (Москвичей испортил квартирный вопрос, а коммунальный тем более). Она тяготила меня много лет, решила, что это епитимья, но всё равно очень страдала. Старец Илий десять лет меня поддерживал и ободрял. Сначала говорил: «Ну потерпи... потерпи, многи скорби праведным». И я понимала, что эти слова мне аванс, вектор направления, планка, к которой надо тянуться и вести себя в этой ситуации достойно. Потом он стал говорить: «Всё устроится». Ездила к нему раз в несколько лет, когда уже сильно изнемогала. Однажды он на просьбу помолиться обо мне ответил: «Ты сама должна молиться тоже. Молись святителю Николаю. Он тебе поможет».
После чего мне подумалось, что нужно ехать в Бари. Одна семейная пара, живущая в Подмосковье, ездила по поводу бизнеса в Италию, и при этом они возили прихожан своего храма в Бари. Мы как-то очень душевно съездили на их автобусике к Святителю в Италию. Наши путеводители в дороге рассказали, как однажды в такой же поездке исцелилась безнадежно больная девушка. Много еще чего душеполезного услышала и увидела тогда. А через полтора года двадцатилетняя тяжелейшая, совершенно тупиковая проблема неожиданно разрешилась самым непредсказуемым образом. Наверное, когда-нибудь в рассказе напишу об этом подробно.
Хорошая знакомая прислала выложенную здесь фотографию с пояснениями, что это реконструкция лика святителя Николая! Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
Христос Воскресе!
Вновь пришёл на нашу землю народный праздник торжества и скорби – День Победы!
Мы славили и поминали бессмертный подвиг наших героических отцов и дедов.
В истории человечества это была самая ужасная Мировая война. Только наше Отечество потеряло приблизительно 27 миллионов человек. Причем из них почти 20 миллионов мирного населения. Враг пришел нас не захватить, а истребить на корню. Если бы столько же человек было уничтожено в Бельгии, Голландии, Швейцарии, или другой небольшой стране Европы, то они вообще исчезли бы с лица земли.
Великий народ нашей Родины достойно выдержал это испытание. У меня есть такая мысль, что именно эта чудовищная война позволила большинству советских людей придти в Царствие Небесное. Есть такая поговорка, что на войне неверующих нет, ну или очень немного. Иногда думается, что если бы эти люди остались жить в атеистическом государстве, то надежды на спасение их души было мало. Нашла подтверждение этих мыслей у старца Паисия. «Смерть на войне способна весьма умилостивить Бога, потому что человек, павший смертью храбрых, жертвует собой, чтобы защитить других. Те, кто от чистой любви жертвует своей жизнью ради того, чтобы защитить сочеловека, своего ближнего, подражает Христу. Эти люди – величайшие герои, их боится, трепещет и самая смерть, потому что от любви они презирают смерть и таким образом приобретают бессмертие, находя под могильной плитой ключ от вечности и без труда входя в вечное блаженство». (Старец Паисий. Слова. Т. 2 2014 С. 217). Особо преподобный Паисий написал о неверующих воинах на войне: "Та жертва, на которую шли эти люди, имела цену большую, чем та, на которую шел человек верующий. Верующий веровал в божественную правду, в божественное воздаяние, тогда как неверующие не знали о том, что та жертва, на которую решились они, не напрасна, что им воздастся за нее в жизни иной". (Там же. С. 213).
Бог попускает чрезвычайные испытания, если только оно может обернуться на пользу людям. Например, раскаяться в своих отступлениях от Бога даже ценой жертвы собственной жизни, или оставшись живыми посвятить себя Богу. Известно, сколько наших солдат по обетам и зову духа после войны ушли в монахи. Насколько глубокие страдания, происходящие во время войны, оздоровили народ и даже отразились на их потомках, я помню из своего детства. Какие тогда все были радостные, жалостливые, простые, добрые и общительные. И сколько мы знаем родившихся после войны талантливых ученых, педагогов, певцов, артистов, режиссеров, писателей и поэтов. Ведь это было поколение детей воинов-освободителей.
А наши перешедшие в вечность солдаты, родные и близкие, до сих пор в строю и продолжают духовную битву за Родину. Теперь они вместе с далекими нашими предками Святой Руси вымаливают современное заблудшее поколение, не дают нам окончательно сгибнуть бездне преисподней. Мы чувствуем это, и потому так живо помним их сердцем, и всей душой тянемся к родным нашим небесным защитникам. Оттого и проходят наши грандиозные парады, чтобы мы помнили о них. Недавно собрался Бессмертный полк, где наш народ идет в едином строю вместе со своими ушедшими воинами, «не ради славы, ради жизни на земле».
Христос Воскресе!
Решила поделиться некоторыми размышлениями. Тираж книги «Гори, гори ясно» подходит к концу. Хочется еще раз вспомнить Юрия Васильевича. Человека, трудившегося ради прекрасной цели – воспитать для нашей страны замечательных людей. Ведь дети – это наше завтра. Наталья Иртенина, написавшая на книгу рецензию «”Педагогическая поэма” наших дней», на самом деле в ней тоже рассказала о Юрии Васильевиче, а не о самом произведении. Такая это была мощная, излучающая доброту и свет, личность. Никого он не оставлял равнодушным.
Когда однажды разбирали эту повесть на семинаре, мне сказали, что в ней нет конфликта. И я тогда не поняла, о чем шла речь. Что касается сюжета: завязка – кульминация, то повествование начинается с конфликта. События 2014 года, война на Донбассе, в голландско-русской семье на этой почве происходят раздоры и непонимание. В то время слышала, как многие молодые девушки мечтали уехать замуж в Европу. Захотелось им показать, что может получиться в мирной семье, когда Европа вдруг на нас ополчится. Придется делать выбор, либо ты говоришь правду, либо соглашаешься с клеветой. А если конфликт - это в том смысле, что дети сейчас читают одни приключения и детективы, то я для образца своей повести просмотрела произведения детских писателей: Крапивина, Лиханова, Носова. Остановилась на повести «Витя Малеев в школе и дома». В её сюжете нет острых конфликтов, герой не страдает, не борется с несправедливостью в окружающем мире, он изменяет самого себя. Через небольшие испытания, различные происшествия в жизни он вынужден делать выбор и, в конце концов, отдает предпочтение добру. К завершению повествования герои, Витя с Мишей, незаметно становятся другими, как это и бывает в реальной жизни. Мне это понравилось, и решила рассказать о военно-патриотическом лагере «Русичи» в таком ключе. Тем более что у Юрия Васильевича конфликт, в принципе, был невозможен. Он всегда находил такие убедительные слова для обиженного ребенка, что тот сразу успокаивался. Помню, Юрий Васильевич говорил, что у ребенка совесть еще очень чутка. Если ему спокойно и доходчиво объяснить, в чем его неправота, то его совесть согласится с правдой, и мирный дух в ребенке быстро восстановится.
Юрий Васильевич сам был великодушным, добрым и отзывчивым человеком, учил больше своим примером, чем словом, ребята старались ему подражать. Хотя сам он считал, что главные пункты его педагогического метода: добиться, чтобы дети отключились от гаджетов, увидели живую окружающую реальность и друг друга. А также игра детей в лапту.
По словам Юрия Васильевича, это был самый лучший и верный способ физической подготовки будущих воинов и просто здоровых людей. А главный её принцип «своего выручай», кстати, по-настоящему православный: пожертвовать собой, ради других… Об этом написал Александр Куприн. Этот принцип учил стоять друг за друга уже на настоящем поле сражения. Участвуя в этой игре, человек становится сильным, внимательным и ловким. У него развивается смекалка и быстрая реакция: нужно ориентироваться в мгновение ока, на раздумья времени нет, надо тут же принимать решения. Виктор Астафьев в книге «Последний поклон» пишет, что игре лапта нет равных. Потому что человек, который играет в лапту, кроме того, что становится физически крепче, еще и меняется в лучшую сторону: он перестает быть эгоистом. Сама игра так построена, что эгоист в ней выглядит очень глупо. А ребенку не хочется так выглядеть перед сверстниками, перед самим собой. Как это происходит? Допустим, суворовские солдаты берут штурмом город Измаил. Без четкого выполнения приказов командира, без взаимодействия и поддержки друг друга невозможно выполнить эту задачу. Поэтому дети, чтобы выиграть, а кому не хочется выиграть, вынуждены менять свой характер, наступить на собственные прихоти, на свое хочу, и становятся обладателями многих положительных качеств.
К великому сожалению мы забыли об этом нашем национальном достоянии. Даже на Западе, где общество сплошных потребителей, есть национальные виды спорта, которые культивируются и поддерживаются государством, а соревнования по этим играм постоянно транслируются по телевидению. Например, в Англии – это крикет. Он схож с нашей лаптой. Сама королева вручает рыцарские ордена звездам крикета. Здесь же можно вспомнить похожие на лапту игры: песапалло в Финляндии, румынскую ойна, болгарскую народна топка, наконец, американский бейсбол. Кстати, историк Жак Барзен однажды написал: "Каждому, кто хочет понять душу и сердце Америки, лучше всего начать с бейсбола". А ведь бейсбол – это испорченная лапта. Ее завезли в США наши колонисты где-то в девятнадцатом веке. Со временем американцы переделали ее под свой менталитет и теперь играют в бейсбол. Хотя в него играть менее интересно, чем в лапту. Наша игра намного вариативнее, и в ней больше возможностей.
Одним словом, если мы начнем играть в лапту все, от мала до велика, как это было в Российской империи, то быстро появится здоровое поколение, причем и в физическом, и в моральном аспекте. Юрий Васильевич однажды сказал, что играя только в одну лапту, мы сразу получим здоровых детей, что он отвечает за свои слова, как педагог, проверивший это на многолетней практике. И я могу быть свидетелем удивительных результатов, когда отъявленные хулиганы и драчуны, отправленные под руководство Юрия Васильевича, очень быстро становились дружелюбными и покладистыми.
Еще мне запомнилось его высказывание, связанное с понятием отцовства и мужественности. Что, к прискорбию, у нас произошло полное отчуждение мужчин от процесса воспитания. «Мало того, что зачастую женщина одна поднимает на ноги детей, но и в детском саду воспитательницы – женщины, в школе учителя – женщины, и ребенок вырастает с однобоким воспитанием. Справедливо, видимо, говорят, что женщины в ребёнке видят маленького, мужчины – взрослого. Так почему нас удивляет, что откуда-то берутся великовозрастные инфанты?»
У Юрия Васильевича был удивительный талант знакомить и одаривать обоюдным дружеским расположением абсолютно разных людей. Тут же хочется заметить, что интересно наблюдать, как тесен православный мир. В лагерь к Юрию Васильевичу действительно приехала вместе с внуками моя голландская знакомая, дама почтенного возраста. Потом она рассказала трогательную историю о солдатской пилотке. Её внучка, Настя, посмотрела в лагере фильм «В бой идут одни старики». После чего стала расспрашивать бабушку о Великой Отечественной войне. Моя знакомая стала рассказывать о её прадеде, которого Настя хорошо помнила, так как он сидел с ней вместо няни. Говорила, как он воевал, был тяжело ранен, но внучка в её истории почему-то сосредоточилась не на ранениях, а на его солдатской пилотке. В каком месте прадед ее потерял, где она теперь? Бабушка даже рассердилась на такое бессердечие. А через несколько дней на Настин день Ангела Юрий Васильевич вдруг подарил ей солдатскую пилотку. Бабушка тогда заплакала, а девочка решила, что пилотку ей прадед передал через Юрия Васильевича.
Мне этот эпизод дал творческий импульс. Захотелось написать об этих людях. Удивилась, узнав, что «Русичи» находятся совсем рядом, на подворье Алексеевского монастыря. В какой раз убеждаюсь, что у отца Артемия Владимирова особенный талант собирать вокруг себя творческих людей.
А педагогика – великое делание. Как говорится, добрые вести не лежат на месте. К Юрию Васильевичу в лагерь приезжали не только российские дети, но и из СНГ и дальнего зарубежья. В последнюю его смену были ребятишки из далёкой Америки. Вскоре он умер. Сердце не выдержало перегрузок. Он всего себя отдавал любимому делу.
Когда познакомилась с русичами, мне рассказывали, как быстро менялись дети к лучшему, попадая в этот клуб, особенно в переоценке ценностей. Оказывается, главное - не крутые гаджеты, тряпки, престиж, а есть в этом мире много чего более значимого. Как у Юрия Васильевича это получалось, для меня осталось тайной. Рассказала в повести о том, что увидела и поняла.
Книгу «Гори, гори ясно» можно приобрести в книжных лавках Троице-Сергиевой Лавры, Алексеевской обители, Даниловском и Новоспасском монастырях, домового храма святой мученицы Татианы при МГУ, в книжном магазине «Троицкая книга» (м. Цветной бульвар).
Христос Воскресе!
Свершилось. Мы с радостью сердца встретили Пасху! В этот раз с волнением, вспоминая прошлый год, шла в храм.
Думала, не встану на ночную службу, устала за неделю, давление упало запредельно. Лежала и жаловалась: "Господи, сил нет, а желание огромное, но сама без Твоей помощи не смогу дойти". Через некоторое время поднялась. На службе уже радостно подпевала клиросу, силы появились. Было тепло смотреть на собравшихся в храме людей, идти с ними вместе с зажженными лампадками крестным ходом. Участвовать в тайне Воскресения Христа и вечной Жизни.
Понимаю душой эту общую нашу связь, как говорит отец Артемий: круговой поруки любви. Думаю, что это о Божьей любви к нам. Вера, как понимаю, появляется от познания душой человека своего Бога. У каждого оно разумеется по-своему происходит. Но это личное соприкосновение с Ним очень дорого для души. Оно греет, вдохновляет, дает ей силы и смыл жизни, рождает любовь к своему Создателю и Его миру. Это всех нас роднит и с Ним, и с друг другом. Так появляется соборность. Что стало явно ощущаться во время заразной напасти. Раньше и не задумывалась, почему мне дороги люди, пребывающие вокруг. Особенно церковные. Мы уж точно все соединены Его Божественной Кровью в Таинстве Причащения. Хотя не люблю красивости в словах, хочется проще говорить. Но когда пытаешься изречь глагол о Божественном, невольно переходишь на высокий штиль. Все люди мира соединены Божией любовью. Поэтому происходящее несчастье даже на краю земли, отзывается болью во всех. Но то, что Христос за нас Распялся и Воскрес, и будет с нами Пребывать до скончания века, дает силы и надежду идти дальше вперед. Воистину Воскресе!
3 апреля
На днях прислали сообщение, весьма меня порадовавшее. Речь в нем идет о чуде, происшедшем в Саратовской области. Это моя малая Родина. Правда, почти не жила в Саратове, но каникулы, проведенные у бабушки, жившей в его пригороде, до сих пор одни из самых светлых воспоминаний детства. В последнее время огорчали, приходящие оттуда новости, то о «макарошках», то о затоплениях его улиц, то об излишнем увлечением жителей самогоноварением, еще что-то… Становилось обидно за город детства. Как вдруг пришло самое настоящее радостное известие: Саратов искренне молится Богу. И Он даровал в утешение саратовцам, как думается, доброе знамение.
Чудо! Расцвел сухой терновый венец!
В одном из храмов в селе Вязовка, Татищевского района Саратовской области, на старинном Распятии, которое находится в простом деревенском храме в честь Рождества Христова, на главе Спасителя расцвёл терновый венец, который был сделан в прошлом году в Великий пост из оставшихся от украшения храма стеблей роз. Случилось это чудо 9 марта 2021 года, незадолго до начала Великого поста. Как рассказывают старожилы храма, что это не первое чудо связанное с этим Распятием. Когда это Распятие только впервые установили в храме, батюшка показал прихожанам как нужно прикладываться к Распятию, одна из прихожанок сняла на фото этот момент. Когда отпечатали фото увидели на снимке на совершенно чистом и некрашеном полу брызги крови за Распятием и перед ним, это четко можно увидеть на фото.
Дорогие мои, надеюсь это событие будет в укрепление для всех нас, а в первую очередь в укрепление нашей веры.
Слава Господи долготерпению Твоему!
13 марта 2021 г.
Всем добрый день.
Вот и подошло к нам Прощеное Воскресение. Это самый мой любимый в Церкви ежегодный момент: взаимное прощение всяческих обид или разногласий. В это время люди друг у друга просят их простить. Батюшка на амвоне встает перед всеми на колени и тоже просит прощения, если кого обидел. Прихожане в свою очередь перед батюшкой припадают к церковному полу. Короче: и жизнь, и слезы, и любовь.
Сразу невольно вспомнились девяностые годы, тогда необыкновенный духовный подъем был в народе Божьем. И эти обоюдные прощения переходили в стихийные братания. Все: знакомые и незнакомые обнимались, становились друг перед другом на колени, многие плакали, а я потом половину Великого поста, словно на крыльях летала. Такая была легкость на душе и радость. Возможно, постсоветские люди были сердечнее?
Недавно у нас пошло странное поветрие. Лет пятнадцать назад такое невозможно было услышать. Просишь у человека прощение, например, в преддверии этого праздника, а он отвечает: «А вы меня ничем не обидели». И я на днях ответила на это знакомой даме, благо она человек верующий, поняла. (А та все вдруг так обижаться начали, что боишься слово сказать). «Откуда вы знаете, что не обидела? Невольно ведь получается, ни словом, так помышлением, непременно. И почему надо не давать человеку исправиться? Скорее всего, это собственная гордыня не хочет просить прощения у другого. Если Церковь ввела такой чин очищения совести, то кто может его переиначивать? Одни умники вокруг. А я вот не считаю себя умнее Церкви». Она добрый человек и согласилась со мной, и надеюсь, что простила.
Мы все друг перед другом в чем-то виноваты. Недавно в Дзене прочитала одну путаную статью в виде притчи, или прогноза на будущее, но вопрос был поставлен актуальный, поэтому откликов поступило много. Забыла детали, речь шла о том, что в России наступило благоденствие, а везде поруха, и многие народы собрались у наших границ проситься на ПМЖ. Какой-то старец сказал, чтобы их пустили в страну. Читатели стали возмущаться в комментариях, что и так народов с Азии и Востока полно, куда их еще больше. Статья – провокация. Нас и так теснят со всех сторон. Церкви, конечно же, досталось. Какая-то дама написала, что нашему народу не в чем каяться. Тут я возмутилась духом и написала ей в ответ. Во-первых, почему обязательно Восток к нам поток пойдет? Смотрите, что с Западом творят. Знакомые из Греции пишут, что их давно уже из-за ковида загнали по домам, даже комендантский час ввели. Думаю, прямо как при фашистах. А в Америке что происходит?! Не ровён час, к нам на ПМЖ потянутся немцы, французы, те же американцы.
Азия наши места занимает? Так у нас, кажется, первое в мире место по абортом. Есть страшный американский фильм «Безмолвный крик». Мне говорили, что там показано (сама слабонервная, не смотрела), как во время аборта младенчик кричит от ужаса в утробе своей матери, а ему в это время отрывают ножки, ручки, голову. По статистике с 1957 года по 2018 у нас в стране было убито 208 миллионов детей. Это почти еще одно наше государство. Кажется, один священник написал, что мы сейчас носимся как угорелые, потому что приходится работать за себя и того парня, которого сами родители лишили жизни. Работать у нас некому, поэтому Азия и Восток. Мы самоуничтожаемся, они рожают и без боя занимают освобождающуюся территорию. Все логично. И думается, нужно просить друг у друга прощение за это, что мы все уничтожаем собственную нацию. На втором месте у меня стоит мат. Когда человек развратничает, пьет, ворует, то вредит сам себе. Обществу в каком-то смысле тоже, но в основном все это зло нам самим бумерангом вернется. Развратник придет к самоопустошению, пьяница к преждевременной смерти и его заменит Азия, а вор, точно, сколько украдет, столько и потеряет. Через бедствия, болезни, дети промотают, или просто посадят и отнимут. А вот мат – это язык инфернального мира. Точнее, бездна отверстая. Поэтому он разрушает не только самого матерщинника, но и все вокруг. Читала где-то или видела, что когда во время исследования над растениями начинали постоянно сквернословить, то они постепенно загибались. Так этот язык еще и на потомство фатально влияет. Почему столько больных детей сейчас рождается у вроде бы здоровых родителей? Кто-то возразит: экология. А кто на эту экологию плюет и матерится, и, возможно, хлеб растит с теми же словами? Один батюшка сказал, что узнать о своей одержимости можно по тому, как ведет себя сердце, когда подходишь к святыне, или хочется ли тебе постоянно материться. Судя по этим словам: у нас много одержимых людей. Раньше за мат пороли публично на площади. Поэтому в Российской империи нация была здоровой и крепкой. А подвела наших прадедов неблагодарность Богу. Когда люди становятся сплошь недовольными своей вполне себе нормальной жизнью, у них отнимается и то, что они имели. Как говорится: что имеем - не храним, потерявши – плачем.
Много чего наговорила. А собиралась лишь попросить прощения у всех, кого вольно или невольно, делом, словом или помышлением обидела. Возможно, в этой статье тоже.
1 марта
Приветствую всех!
Вчера ходила на вечер презентации книги стихов протоиерея Артемия Владимирова «Венец лета Господня». К его шестидесятилетию выпустили эту книгу.
Батюшка всегда очень радостный, пасхальный, и ты волей-неволей наполняешься от него, как сообщающийся сосуд, великодушным приятием мира и жизни. Он и стихи прекрасно читал, и о жизни нам интересное рассказывал, шутил, конечно. Мы услышали, что женский день – Неделя о Мироносицах, а мужской – Неделя о расслабленном. Во втором отделении сказал, что во время перерыва к нему подошли некоторые мужчины и высказали неудовольствие по поводу вывода о их расслаблении. Думаю, батюшка так высказался, исходя из опыта его духовной жизни. Сколько женщин приходит к нему на исповедь, проливая горькие слезы о своей судьбе.
Однако мне кажется, что если бы мужчины, вторая половина, тоже бы приходили на исповедь, то картина нашего семейного бытия у него обрисовалась полнее и четче. Тогда можно было бы семейным людям через лицо духовное (Бог подсказывает и со стороны всегда виднее) лучше понять свою обоюдную жизнь и разрешить недоумения и обиды. И разводов, скорее всего, стало бы куда меньше. Знала одних высокодуховных людей, которые никогда не ссорились. Она мне рассказала, что с самого начала у них был уговор, что если появляется какое-то недоумение, тяжелые мыли о другом, или искушения, то надо корректно говорить, рассказывать друг другу об этом, чтобы не начиналось раздражение, подозрение и т.д. И у них всегда царил мир и покой. Но они были людьми духовными, как я уже сказала. В каждом случае все очень индивидуально и надо сначала подумать, прежде чем сказать другому об обиде, если только страсть гневливости не нападает, потому что в этом случае рот себе не закроешь, пока все не разнесешь.
Однако отвлеклась. Батюшка отвечал на вопросы, мы опять немножко посмеялись. Он давал понять на их примере, как мы сами себя не понимаем, фантазируем, какие мы бесталанные, и часто этим напрасно мучаемся.
Отец Артемий на вечер также пригласил выступить молодых музыкантов, девушку и юношу, с арфой с контрабасом. Сам потом удивился, как им удалось так гармонично соединить «коня и трепетную лань». Они специально репетировали и готовились. А под конец под батюшкиным водительство, мы всем залом решили, как бы славно было, если бы они поженились. Думаю, молодые люди этот вопрос уже с батюшкой обсуждали. И он сказал, что «глас народа», воспримем как Божий глас. И мы с радостью дружным хором их благословили.
Вечером возвращалась домой, конечно, не летящей, но весьма бодрой походкой. Обычно плетешься рысью как-нибудь. Батюшку знаю уже больше тридцати лет, и за эти годы ни разу не слышала, чтобы он на кого-то повысил голос. Он иногда, в случае, если уж совсем человек хамит, может сказать в точку, но это все равно у него получается снисходительно, а не злобно. Батюшка от природы добр, и он понимает немощи человеческие, а еще его хорошо воспитали. Ведь все из семьи идет.
Многая и благая лета отцу Артемию. Из его стихотворений выбрала одно, о блаженной Ксении. Это моя любимая святая. Предоставляю Вашему вниманию.
Люблю тебя, Петра Творенье! –
Нам всем известные слова.
Париж ласкает чье-то зренье,
А мне мила моя Нева.
Надеюсь, вы в столице были
С ее дворцами у реки,
Адмиралтейства гордым шпилем,
Мостами в образе дуги.
И сфинксами всегда немыми?
Но после Пушкина, друзья,
Стихами куцыми, кривыми
Вещать о Питере нельзя!
Я вам скажу о той Блаженной,
Которую поэт не знал.
И не вмениться в небреженье,
Что русский гений не писал
О ней – крещенной в детстве Ксеньей.
Та, мужа рано потеряв
И изменив свой быт и нрав,
Андреем в честь его успенья
Пред всеми называться стала.
Не удлиняю свой рассказ –
О ней написано немало,
И утомить боюсь я вас.
Скажу о кладбище Смоленском,
Где телом Ксеньюшка лежит.
Приехал раз постом Успенским,
Но вход в часовню был закрыт.
Вокруг нее ходя неспешно,
Записок множество в щелях
Заметил и подумал, грешный:
«Текст скоро превратиться в прах –
Дай почитаю как священник
Бумажки, помолясь в душе.
Так передам наверх прошенья,
Себя назначив протеже
Блаженной». Я трудился с жаром.
У Ксении просили всё:
Невесту, чтоб детей рожала,
Купить дешевое авто…
И помню просьбы о победе –
Матч должен выиграть «Зенит»!
Едва прочтет прошенья эти
Блаженная – и враг разбит!
Мне чудится что в Петербурге
Святая Ксения вас ждет.
В его старинных переулках,
Где отдыхающий народ
Проводит время столь беспечно,
Внезапно привлечет ваш взор
Лицо – в нем свет любви предвечной.
Как будто кто с надмирных гор
Спустился в суету мирскую.
Гуляя с раннего утра,
Не встретили ли вы Святую,
Которой славен град Петра?
23 февраля
Вчера мне знакомый Владимир, издатель из Симферополя, прислал просьбу разослать обращение, он специально из-за этого в Москву приехал, почему надо проголосовать об установлении памятника святому Александру Невскому, а не уничтожителю русской истории и государственности.
Разумеется, памятник святому Александру Невскому - это символично, а для меня даже провиденциально. Когда Запад наступает, движется к нашим границам, то всегда на его пути встает подвиг святого Александра Невского, разгромившего тевтонов. Все мы хорошо помним фильм «Александр Невский», и в какое время он появился.
И я разослала знакомым это обращение. Получила разные отзывы и задумалась. Кто-то говорит, что не хочет ни того, ни другого, потому что памятник святому князю Александру сделают плохим. Кто-то предлагает оставить Соловецкий камень – напоминание о невинно убиенных. Кто-то пишет, что святой Александр Невский вне конкуренции, но поставить надо старый памятник железному Феликсу, потому что он там был. А памятник святому Александру должен находиться на своем историческом месте. Интересно, где оно? При святом Александре как таковой Москвы еще не было. Крестник написал, какая разница, ведь речь идет о названиях, а это пустое сотрясение воздуха. И я принялась ему объяснять, что дело не просто в названиях, а в смыслах. В лице москвичей нам предлагают выбрать для себя – святого или палача. Вдруг меня пробрало, до самой дошло, что происходит. А кто эту провокацию придумал? Редко смотрю телевизор и не знаю, откуда уши растут. Кому такая безумная идея пришла в голову?
Что железный Феликс умел говорить красивые слова, человека рассуждающего не обманет. Сразу на вскидку приходят на ум самые известные мемуары (возможно, кто-то иное вспомнит): «Окаянные дни» Ивана Бунина, Максима Горького «Несвоевременные мысли», Зинаиды Гиппиус «Современная запись» - свидетельства очевидцев тех лет, когда он был председателем ВЧК и народным комиссаром внутренних дел РСФСР. Чем занимался этот человек? Разработкой сети концентрационных лагерей, проведением Красного террора, поддержкой линии Троцкого и т.д. Он был поляком, и к чему ему сдалось жалеть русских, поддавшихся на соблазн устроить резню друг друга?
Люди добрые, скажите, с какого перепуга или перепоя мне втюхивают его памятник? Что это за сигналы такие? Мы-то еще привыкли умничать. Типа, мне не нравится предложенное, выбора не дали, голосовать не буду. А коммунисты пойдут широкими рядами за палача и ЧК. Интересно, а верующие коммунисты за кого будут? А как Бог на это посмотрит? ГУЛАГ на горизонте замаячит? Кто-то уже сказал, что Москва провалится. Может быть одна площадь? Господи, помилуй. Мы все такие добрые…
У меня нет возможности голосовать, потому что переехала на жительство в Подмосковье, но решила хоть таким образом высказать свое отношение к этому действу.